Войти
Войти

Влияние ТВ на развитие ребенка

Основной вопрос — как влияют современные мультфильмы на развитие ребенка? Чему они учат? Какие мультфильмы лучше смотреть детям?ТВ в жизни ребенка
В первую очередь, стоит поговорить об эмоциональном состоянии ребенка. Результаты наблюдений и опросов родителей показали, что после просмотров полнометражных современных мультфильмов дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться как симптомами усталости — снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др., так и симптомами перевозбуждения — сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднения концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна, агрессивные реакции.


Теперь давайте посмотрим, что остается у ребенка после просмотраВ Центре изучения игры и игрушки (МГППУ, Москва) было проведено исследование особенностей игры детей по мотивам просмотра современных мультфильмов. В исследовании приняли участие около 80 детей 5-7 лет.


На предложение «поиграть в мультфильм или героя» дошкольники часто оказываются растерянными, так как не могут воспроизвести ни сюжетной линии, ни перевоплотиться в понравившегося героя. В игре отражаются лишь внешние характеристики — движения, перемещения, типичные возгласы. Например, на предложение поиграть в «Смешариков», дети в течение получаса подкидывали в воздух плюшевые фигурки главных героев, перекидывались друг с другом, прыгали с ними по полу и даже играли ими в футбол. Игра в песика Вольта содержала много высказываний «Я всесильный, я всех спасаю», также много достаточно хаотичных движений игрушкой в разные стороны. Игра девочек с куклами «Винкс» состояла преимущественно из хлопанья крылышками и перемещения кукол в пространстве, переодевания одежды. Такие факты наводят на мысль о том, что ребенок не видит или не может понять то, что пытались заложить авторы в основу кинопродукта.
Наблюдения показывают, что дети с удовольствием соглашаются поиграть в персонажей мультфильмов, но современным героям сложно полноценно подражать. Дети часто не могут ответить на простые вопросы — «О чем этот мультфильм? Главный герой, — он какой?». Нередко дети даже затрудняются определить пол героя («я не знаю, кто это, может мальчик, а может девочка») или его принадлежность к какой-либо группе (людей, животных, сказочных персонажей). Дети не воспринимают и не воспроизводят в игре сюжет, который может в принципе остаться не понятым, с его завязкой, кульминацией и развязкой, несмотря на то, что дошкольники смотрят один и тот же мультфильм несколько раз, а любимые 15-20 раз подряд. В наблюдениях видно, что в игре есть короткая стадия, когда ребенок по нескольку раз повторяет рисунок движений героев, их мимику и жесты, иногда добавляя фирменные словечки или фразы. Это единственное, что реально осталось после просмотра. Смысла происходящих событий (если он вообще там есть), дошкольники не усваивают.


Сюжеты современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих их взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что получая в подарок игрушку-героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не знает — как в него играть? Пережив счастливый момент обладания очередным киборгом или модной куклой, он с гордостью показывает игрушку друзьям и соседям, некоторое время крутит в руках и теряет к ней интерес. В лучшем случае, умеющий хорошо играть ребенок, просто даст возможность модной игрушке жить полноценной человеческой жизнью — общаться, питаться, гулять, играть и спать.
Итак, опросы, беседы и наблюдения за детьми дошкольного возраста показали, что просмотр мультфильмов остается некоторой «вещью в себе», просмотром ради просмотра. Увиденное и услышанное не становится материалом для переживания, прочувствования, осмысления.


Подводя итоги, можно утверждать, что этот вид деятельности дошкольника не несет в себе особого содержательного наполнения и развивающего значения. Специалистов в области детства беспокоит, что данное занятие имеет столь широкое распространение, которые стимулируется рынком и поощряется родителями. Психологи озабочены в частности тем, что на просмотр мультфильмов тратится столь ценное время, отведенное на истинно нужную и важную деятельность, ведущую в дошкольном возрасте — игру. Кроме того у детей наблюдается задержка речевого развития, мыслительных процессов, дети часто не знают чем себя занять и не умеют играть.


Дети смотрят телевизор, а мамы и папы смотрят на детей и начинают переживать по этому поводу. Когда же родители пытаются ограничить время просмотра телепередач, малыши сердятся на них, дают обещания, которые потом никогда не выполняют. Более того, нередко дети становятся враждебными по отношению к родителям и вынуждают взрослых наказывать их.
Телевизор вместо мамыТы тоже столкнулась с этой проблемой? Прежде чем сердиться на ребенка и принимать меры для того, чтобы избавить его от дурной привычки смотреть все подряд, подумай, какую роль телевидение играет в твоей жизни.


Обычно, вернувшись с работы, ты тут же «врубаешь» телевизор и, поглядывая на экран «одним глазом», готовишь, убираешь, разговариваешь с мужем. Отец семейства, «соскучившись» за день по телевизору, готов хоть весь вечер пролежать на диване с пультом в руках, переключаясь то на один, то на другой канал. Ребенок, разумеется, крутится возле вас и время от времени, словно загипнотизированный, замирает перед экраном: яркие движущиеся картинки привлекают внимание малыша, и он уже не в силах оторваться от телевизора.
Ну что, знакомая картина? А теперь вспомни, как ты радовалась и возносила хвалы создателю «ящика», когда малыш, увлеченный просмотром мультика, не мешал тебе заниматься своими делами или «под гипнозом» рекламы покорно проглатывал кашу и овощное пюре. Телевизор «выручал» тебя, когда нужно было забежать на минутку к соседке или спуститься в магазин за хлебом. Потом ты «поручила» электронному воспитателю рассказывать ребенку сказки на ночь (ведь у вас с мужем столько дел, да и голова после работы «раскалывается»)... Получается, что ты сама, причем добровольно, предложила ребенку телевизор вместо себя. Неудивительно, что со временем малыш привязался к неодушевленному предмету как к другу.
Плохие привычкиИтак, если телевидение играет в твоей жизни одну из ведущих ролей, если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало твоим хобби, то наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начни с себя.


1. Старайся не превращать телевизор в неизменного участника семейных обедов, ужинов. Совсем не обязательно сидеть в тишине. Можно, например, включить, но не громко какую-нибудь мелодию. Так и беседовать гораздо приятнее, и атмосфера за столом будет почти праздничная.
2. Хотя бы один день в неделю не включай вечером телевизор. Существует огромное множество игр, сказок, забав, которыми можно занять детей в конце дня. Если ребенку общаться с тобой будет интереснее, чем с телеэкраном, он станет меньше просиживать перед телевизором.
3. Позаботься о том, чтобы в выходные дни телевизор не работал в «фоновом режиме». А лучше всего не сидеть дома, а выбраться всем вместе в зоопарк, цирк или на прогулку.
4. Никогда не используй телевизор в качестве «няни». Если ребенок хочет с тобой поиграть, почитать, а ты действительно не можешь в этот момент уделить ему внимание, предложи ему игру, в которую он может играть один.


Обращай внимание на времяТелевизор может принести ребенку и много пользы — он расширяет кругозор, способствует общему развитию и служит хорошим развлечением. Но все это при условии контроля со стороны взрослых, следящих за тем, что смотрят дети и сколько времени проводят перед экраном. Если ребенок еще совсем маленький, телевизор ему в принципе не нужен — есть много более полезных и интересных игр и занятий. Дошкольникам можно смотреть телевизор не более часа в день. Ученикам младших классов — не более 1,5 часа, а детям постарше — не более 4 часов.
Назад к списку